протоиерей Игорь Рябко (priest_ruabko) wrote,
протоиерей Игорь Рябко
priest_ruabko

Category:

БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС.


https://t.me/Kerigma_orthodox
«Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – спрашивает у Христа богатый юноша. С этих слов начинается Евангельское воскресное чтение. «Какое количество добрых дел и каких именно будет достаточным для того, чтобы войти в Царство Божие?» «А если их будет совершено больше, чем нужно? Как с этим быть?»
«О, сверхъдолжные заслуги! Мы знаем, как ими правильно распорядиться. Перепродадим с выгодой для себя грешникам, у которых их не хватает», – с оживлением ответят некоторые западные богословы. Так, идя по рынку и указывая пальцем на товар, мы спрашиваем у продавца: «По чем?» Тот же вопрос задает Христу и богатый юноша: «По чем Царство Божие? Сколько заплатить?»
Но вопрос стоит иначе. Речь идет не о том, что нужно сделать, а каким необходимо стать, чтобы войти в вечную жизнь. Царство Божие нельзя купить, ему можно только соответствовать. И разница здесь такая же, какая существует между зрителем, покупающим билет на соревнование по Олимпийским играм, и самими участниками этих игр. Каждый вошел на один и тот же стадион через разные двери, и место в этом сооружении будет соответственно у каждого свое. Спортсменом тяжелее стать, чем зрителем. Для второго, чтобы прийти на игры, нужны лишь денежные средства и желание, а для первого – знания, умения, навыки и долгие годы тренировок. Такая же разница между тем, кто является по своей сути христианином, и тем, кто только считает себя за такового, не имея для этого никаких оснований.
Духовно неподготовленным людям сложно понять даже самые простые истины, изложенные Спасителем. Для возрастания в вере необходимо накопить добродетели, укрепляющие душу во благе и решительности. Практическая сторона начальной стадии спасения — это укрощение страстей аскезой и исполнение Евангельских заповедей. Далее к этому начинает добавляться непрестанная молитва, очищающая ум и сердце. Плодом этой молитвы будет дарование духовного рассуждения, которое приводит человека к приобретению подлинного понимания, каким образом нужно приступать к непосредственному постижению Истины. Потому что только Она может пробудить человеческий дух своей благодатью, уподобить нас Христу и соединить с Ним в Благодати Святого Духа.
Этого невозможно достичь, следуя исключительно доброделанию, без того, чтобы предаваться уединенной внимательной молитве и созерцанию. В конце этого пути христианин приходит к состоянию, которое словами описать невозможно. Оно находится за пределами всяких определений и самой умственной деятельности. В нем упраздняются любые накопленные в течении жизни знания, потому что человек постигает все вещи такими, какие они есть с помощью благодати. В этом неизменном состоянии богопостижения человек и сам уже становится неизменным. Будучи единым с Бессмертным, он сам становится бессмертным. Не имея мыслей, он пребывает в мудрости. Не создавая в себе понятий, находится в Божественном блаженстве. Не впадая во тьму помыслов, озаряется нетварным Светом. У него уже нет вопросов к Богу, потому что в его сердце пришла сама Истина (Иова 42: 5-6). Это и есть радость, невыразимая словами, недоступная для мыслей, которую у него никто не может отнять (Ин. 16:22). В ней спрятаны истоки духовного совершенства, о ней невозможно рассказать, ее нельзя описать, от нее уже некуда идти. «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь сделаем здесь три кущи…» (Мф. 17:4)
Когда христианин достиг Христа, он достиг предела всех своих действий, потому что теперь в нем действует Христова благодать. Ум, душа, дух – все становится единым, освящаясь и соединяясь с Богом. В преображенном человеке нет рассеянности ума, нет сердечных страстей, нет рассудочного мышления, обманывающего ум и сердце. В нем живет только дух, просвещенный Божественной Любовью и Мудростью, который «все терпит, все любит, все обнимает и всему верит», знает все, что ему нужно знать от Бога. Таково истинное богопознание.
Выйдя за пределы орбиты кружения мыслей, подвижник обретает свободу в Духе Святом, обретает чистоту сердца в благодати, обретает мудрость в духовном рассуждении. Постигнув Бога, он попадает на свою родину, возвращается к себе домой. Не размышления о Боге, а прямое постижение Бога приводит человека к этому счастью.
«Что сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» – спрашивает у Христа богатый юноша. Но что есть эта жизнь вечная? Понимал ли он сам, когда задавал этот вопрос? Или же, как и многие из нас, представлял вечную жизнь по образу и подобию мирского счастья, этого несбыточного мифа, придуманного нашим воображением? Жизнь вечная — это созерцание славы Христовой, а не мимолетных земных вещей, которые рассыпаются на глазах. Это обретение духовной свободы в благодати, а не рабство преходящему и тленному. Жизнь вечная – это блаженство насыщения Духом Святым и неизреченная, ни с чем не сравнимая, вечная непреходящая радость. Купить ее можно только одной ценой – заплатив за нее самим собой, не оставив для себя даже крохи.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/82535-byty-ili-imety-vot-v-chem-vopros
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments